Противодействие преступности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.
Подавляющее большинство преступлений указанной категории совершается с применением методов «социальной инженерии», то есть доступа к информации с помощью телекоммуникационных сетей для общения с потерпевшими (сотовой связи, ресурсов сети Интернет).
Технология основана на использовании слабостей человеческого фактора и является достаточно эффективной. Например, преступник может позвонить человеку, являющемуся пользователем банковской карты (под видом сотрудника службы поддержки или службы безопасности банка) и выяснить пароль, сославшись на необходимость решения небольшой проблемы в компьютерной системе или с банковским счетом, зачастую дезинформируя о его блокировке.
Дистанционные хищения совершаются посредством размещения на открытых сайтах в сети Интернет заведомо ложных предложений об услугах и продаже товаров за денежное вознаграждение, которое в дальнейшем перечисляется на банковский счет виновного лица.
Денежные средства неправомерно списываются со счетов потерпевших, когда в руки преступников попадают их мобильные телефоны с установленными на них банковскими сервисами. То же самое касается и банковских карт: похитителями совершаются покупки путем оплаты товаров бесконтактным способом, при наличии пароля доступа – деньги снимаются в банкоматах.
Так называемый «фишинг» – тоже техника «социальной инженерии», направленная на получение конфиденциальной информации.
Обычно злоумышленник посылает потерпевшему e-mail, подделанный под официальное письмо – от банка или платежной системы – требующее «проверки» определенной информации, или совершения определенных действий. Это письмо, как правило, содержит ссылку на «фальшивую веб-страницу», имитирующую официальную, с корпоративным логотипом и содержимым, и содержащую форму, требующую ввести необходимую для преступников информацию – от домашнего адреса до «пин-кода» банковской карты.